Контакты: (044) 332 06 87, (066) 161 57 57
Адрес: г.Киев, м. Васильковская, ул. Сергея Колоса 7 (Жуляны)
Каталог
Поиск:
Hi-End
Hi-Mid
Hi-Low
Каталог про-аудио
Поиск:
Hi-End
Hi-Mid
Hi-Low


Fatar Numa - новый 88-клавишный контроллер

Комментариев (7) \ Просмотров: 8849


Компания Fatar, на протяжении многих лет успешно конкурирующая с другими фирмами по производству клавишных контроллеров, вложила весь свой опыт в создание Numa. Инструмент имеет стильный дизайн, но отвечает ли этот инструмент современным техническим требованиям?


Ник Магнус

Fatar Numa - клавишный MIDI контроллер
Возрастающая потребность в управлении вручную цифровым звукозаписывающим оборудованием, программными инструментами и эффектами привела к тому, что современные мастеровые клавишные инструменты, от полнофункциональных полноформатных 88-нотных с утяжеленной клавиатурой до изящных двухоктавных работающих от батарей, начали ощетиниваться кнопками, фейдерами и функциональными клавишами. Fatar производит мастеровые клавишные инструменты, носящие наименование Studiologic, уже целую вечность; в февральском выпуске SOS за 2007 год был опубликован обзор об их самых новых, полностью оснащенных контроллерами моделях серии VMK. Вследствие этого интерес вызывает тот факт, что к их новейшему 88-нотному клавишному инструменту с утяжеленной клавиатурой – Numa – Fatar применили совершенно другой подход к вышеупомянутым кнопкам и фейдерам и отдельное внимание уделили удобству игры на инструменте и качеству клавиатуры в целом. Только об этой клавиатуре звучат уверенные заявления производителя, из которых следует, что Numa представляет потенциальный интерес для тех, кому до сих пор ощущение от игры на MIDI-клавиатурах утяжеленного типа казалось неубедительным.

Стильные решения в дизайне

В конструкции и дизайне Numa применены чрезвычайно смелые решения. Корпус полностью выполнен из пластика АБС, благодаря которому снижается вес инструмента, и это дает ему преимущество по сравнению с другими 88-нотными клавиатурами. Этот инструмент, несомненно, осознает свою привлекательность – если бы он был живым, он мог бы часами смотреться в зеркало в поисках изъяна. Несмотря на то, что Numa сделан из пластика, в целом его внешний вид вызывает уверенность в прочности инструмента – тем не менее, при падении Numa днищем вниз я не взялся бы подсчитывать его шансы избежать серьезной трещины. Из-за этого для сохранения внешнего вида инструмента гастролирующим музыкантам, безусловно, понадобится прочный кейс для транспортировки, который, как и следовало ожидать, опять увеличит вес. Дизайн Numa можно было бы охарактеризовать как элегантный минимализм – он не выглядел бы нелепо среди системы современного оборудования в стиле арт или в съемках рекламного ролика в лондонском Банксайд, в углу одной из дорогих квартир-лофт со свободной планировкой.
На глянцевой белой поверхности, в общем лишенной характерных черт, с левой стороны находится небольшая блестящая контрольная панель черного цвета, которая отображает пользовательский интерфейс Numa. Еще одним и последним исключением из этого глянцевого минимализма является матовая алюминиевая поверхность, расположенная сверху инструмента с изгибом по форме корпуса, тем самым формируя заднюю панель. Эта поверхность может выдвигаться назад, открывая доступ к слоту для плексигласовой подставки для нот, которая поставляется вместе с инструментом. Все-таки наиболее полезно то, что таким образом увеличивается площадь поверхности сверху контроллера, образуя удобную платформу для других устройств – второй клавиатуры, драм-машины, или, что возможно более существенно, USB MIDI котроллера с большим количеством регуляторов.

Система You Play

Предмет особой гордости Fatar – система You Play, которая позволяет пользователю создавать собственные графики параметра «velocity» (силы нажатия на клавишу) – работает очень эффективно. В режиме You Play Numa 30 секунд анализирует вашу манеру игры, а затем создает график соответствия параметра «velocity» Вашей динамике во время игры. Можно сохранить пятнадцать таких графиков, которые позволяют модифицировать настройку динамики Numa для нескольких исполнителей, или же нескольких рабочих режимов. Компания Fatar заявляет, что эта система уникальна. Хотя в действительности первыми подобную систему внедрили Kawai в их MP8 Stage Piano (обзор в выпуске журнала SOS за ноябрь 2005 г.).

Функция You Play создает отдельные графики зависимости громкости звучания от силы нажатия для черных и белых клавиш.
В чем система You Play уникальна, так это в том, что она создает отдельные графики для черных и белых клавиш, распознавая индивидуальное для каждого исполнителя различие в силе нажатия на них. В результате мы получаем значительно более сглаженное и согласованное управление динамикой клавиатуры, поэтому количество тех неконтролируемых «вытолкнутых» или «пропавших» нот, которые часто изводят в других конструкциях утяжеленных клавиатур, гораздо меньше.

Коммутация и компоновка

Вследствие того, что выдвижная алюминиевая панель находится сверху и сзади инструмента, разъемы Numa расположены не на задней панели, как это можно было бы ожидать, а на левой боковой панели. Набор разъемов вполне стандартный, он состоит из одного выхода MIDI, двух программируемых разъемов «джек» для педалей-контроллеров, порт USB и разъем для подключения блока питания. Кроме того, это же довольно необычное расположение имеет и беспружинный поворотный контроллер, только он находится несколько дальше.
Панель управления Numa отделана блестящим черным покрытием, которое в Fatar называют «Глянцевый метакрилат». Эта стильная и элегантная панель состоит только из жидкокристаллического дисплея (128 x 64 пикселей) с синей подсветкой и четырех кнопок, расположенных ниже, по бокам которых находятся два дисковых регулятора. Все это и представляет собой пользовательский интерфейс Numa. Действительно, здесь нет ни клавиш управления, ни дисковых регуляторов в обычном смысле, зато есть емкие сенсорные клавиши, представляющие собой достаточно фантастический подход к интерфейсу инструмента, дизайн которого определенно можно отнести к области научной фантастики. Дисковый регулятор, который расположен слева, разделен на четыре сегмента, которые выполняют функции клавиш вверх/вниз и вправо/влево. Дисковый регулятор, который расположен справа, работает наподобие обычного непрерывного углового кодера – для изменения значений параметров нужно всего лишь плавно провести по окружности регулятора. В режиме Play, в котором инструмент по умолчанию находится при включении, клавиши курсора вверх/вниз служат для выбора патчей, сохраняемых во внутренней памяти EEPROM. Клавишами влево/вправо перелистываются пять страниц «быстрого редактирования», где можно вносить временные изменения в каждую из четырех зон клавиатуры Numa. Сюда входят такие параметры, как MIDI channel, Zone mute, Transpose, Program Change и Volume. Однако эти изменения не сохраняются при смене номера патча. Для того, чтоб сделать более доскональные изменения настроек, которые можно сохранить, необходимо включить «настоящий» режим редактирования Edit, нажав левую и правую клавиши курсора одновременно.

Numa имеет чрезвычайно простой интерфейс.
Режим редактирования предлагает более подробную настройку параметров с помощью 14-ти страниц, в которые входят и страницы «быстрого редактирования». Настройки четырех зон клавиатуры (Zone) просты – выберите область клавиатуры (Zone), проиграйте на клавишах от самых низких до самых высоких нот, – и настройки готовы. Для каждой из этих зон можно выбирать следующие режимы параметра velocity: Dynamic, Organ и Staccato. Режимы Dynamic и Staccato используют выбранный в данный момент график параметра velocity, т.е. зависимости громкости звука от силы нажатия (soft, medium, hard или один из 15-ти графиков, определенных пользователем, - см. описание You Play). Режим Organ, напротив, фиксирует параметр velocity на максимальном значении 127, но в этом есть полезное преимущество. В отличие от двух других режимов, при которых необходимо дожимать клавишу на ее полный ход до триггера (примерно 8 мм), в режиме Organ клавиша срабатывает быстрее, после достижения примерно 5 мм ее хода, облегчая технические приемы игры на органе. Это может также оказаться ценным при игре другими не фортепианными синтезированными звуками; но с другой стороны, ограничивать применение режима Organ может именно то, что он не предусматривает других значений параметра velocity кроме 127.
Если быть краткими, можно сказать, что различие межу режимами Dynamic и Staccato состоит в различии позиции срабатывания клавиши при событиях «нажатие на клавишу» и «отпускание клавиши» на промежутке всего ее хода. В режиме Dynamic событие «нажатие на клавишу» и «отпускание клавиши» происходит, когда клавиша почти полностью нажата либо отжата, аналогично реакции молоточков и демпферов на настоящем пианино. В режиме Staccato событие «нажатие на клавишу» и «отпускание клавиши» происходят в одной и той же точке – при полном нажатии на клавишу, позволяя проигрывать гораздо более короткие ноты, чем в режиме Dynamic. Это очень тонкое различие открывает скрытые возможности при использовании режима Staccato для игры синтезированными звуками.

Клавиатура

При игре ощущается очень высокое качество клавишного механизма Grand Touch TP400, частично это ощущение вызвано «цельными» черными клавишами, в отличие от полых черных клавиш многих других инструментов. Кроме того, белые клавиши инструмента более высокие, что увеличивает ход клавиши (по описаниям Fatar это создает полную имитацию концертного рояля). Клавиатура градуирована (тяжелее на низких нотах и легче на высоких), и, конечно же, оставляет ощущение отличного баланса, хотя я все-таки нашел, что она в общем тяжелее, чем клавиатура большинства настоящих фортепиано – облегченные верхние клавиши возможно более реалистичны по ощущению.
Заявление Fatar, что «такого восхитительного сходства с настоящим пиано никто прежде не испытывал, сидя за электронным инструментом», является несколько самоуверенным; однако, им удалось создать приятный, удобный для игры инструмент, который действительно может предоставить более согласованный контроль динамики, чем многие другие инструменты с утяжеленными клавиатурами.

Регуляторы

Поворотный регулятор, функция послекасания и два «джековых» разъема для контроллеров могут быть переключены как в положительную, так и в отрицательную полярность, на них можно свободно назначить любой контроллер, работающий в пределах значений от нуля до 127. Кроме того, их действие может выключаться в любой одной области клавиатуры. Функция послекасания (Aftertouch) может также (что неудивительно) сама генерировать данные, а разъемы для педальных контроллеров можно назначать для работы с различными типами контроллеров: непрерывными, открытого или закрытого типа.
Поворотный регулятор может дополнительно назначаться для управления данными плавного изменения тона. Однако, из-за того, что диапазон значений поворотного регулятора составляет от нуля до 127, «ноль-изменение тона» (величина 64) находится посередине хода регулятора. Так как на этом регуляторе нет фиксатора на позиции «середина хода», быстрый и точный возврат к исходной высоте тона проблематичен, что показывает полную непрактичность применения этой функции инструмента в концертных условиях.

Все разъемы Numa расположены на левой боковой панели устройства – там же расположен единственный программируемый поворотный регулятор.
Поворотный регулятор сам по себе представляет загадку; его физическое расположение создает неудобства, так как в поисках этого колесика приходится добираться почти до самого низа боковой панели. Кроме того, он ни при каких обстоятельствах не может быть виден для играющего, и остается только удивляться, почему Fatar не поленились сделать регулятор прозрачным и встроить в него симпатичную синюю подсветку из светодиодов, которая загорается ярче при повышении значения параметра с помощью регулятора. Ведь никто, а в меньшей степени и сам исполнитель, не собирается вообще на него смотреть!

Выводы

С эстетической точки зрения мне нравится внешний вид Numa, но с практической точки зрения, что несомненно более важно, обнаруживаются некоторые причины для беспокойства. Если проблемы с программным обеспечением можно устранить, то с недостатками аппаратной части (такими, как расположение поворотного регулятора) дело обстоит гораздо хуже. Тем, кто испытывает необходимость в большем количестве регуляторов, также следует учитывать стоимость дополнительного MIDI-контроллера, из-за которого и так не низкая цена всей системы будет еще выше. Хотя, если все, что Вам нужно, - это возможность проигрывать звуки рояля на роскошной клавиатуре, то Numa – именно то, что Вы искали.

Если Вам понравилась эта статья, просьба сказать:

(спасибо сказали 25 человек!)



Комментарии:
все комментарии (7)
только лучшие комментарии
Отправить
Сергей
| 13.01.12 в 16:28
У Numa Nano можно как-то закрепить доставку для нот?
Des (администратор AudioShop)
| 13.01.12 в 17:29
Доставка это у нас, а у Numa - подставка, не знаю

 
Серге
| 02.12.11 в 11:19
здраствуйте. есть ли эта клавиатура в наличии?
Ответить
Донецк
| 01.06.10 в :
Буду ОЧЕНЬ признателен, если напишите в чем разница между нума и нума нано. Ответить
Киев
Des (администратор AudioShop)
| 26.01.10 в :
Поставка же только будет, пока сам не пробовал. Я думаю что это совсем разные вещи, не будут же они просто так новую модель выпускать.

Где-то встречал отзывы на зарубежном форуме, человек говорил что вообще небо и земля. Основная особенность лично для меня, все-таки не только в новой механике, а именно в возможности настроить разные графики нажатия, как на белые, так и черные клавиши. Ответить
Петя
| 26.01.10 в :
А как в сравнении с предыдущей линейкой фатара? Есть улучшение механики? Ответить
Киев
Des (администратор AudioShop)
| 25.01.10 в :
Numa (White) - 1228$
Numa NANO - 882$
Numa NERO - 1480$ (новая клавиатура типа TP40WOOD) Ответить
Хотите узнать больше? Звоните нам! (066) 161 57 57
Комментарии к товарам
M-Audio MidAir
Комментарии к обзорам
Вчера
T.C.Electronics Konnekt 6 - звуковая карта с M40 Studio Reverb
Позавчера
Presonus Firebox - звучание, в которое невозможно поверить.
Presonus Firebox - звучание, в которое невозможно поверить.
Presonus Firebox - звучание, в которое невозможно поверить.
Недавно
ADAM S3X-V - не просто улучшение, а совершенно новая разработка.
Presonus Firebox - звучание, в которое невозможно поверить.
T.C.Electronics Konnekt 6 - звуковая карта с M40 Studio Reverb
Идеальные контроллеры Steinberg CMC

Персональная корзина

Оформление заказа! | Добавить еще товары