Краткая биография
Каким был бы мир современной музыки без изобретений Боба Муга? Может быть только один ответ: очень скучным. Названные в честь Муга аналоговые синтезаторы Bob Moog оказали такое влияние на современную музыку, которого он не мог даже ожидать в 1954 году, когда он с отцом начинал конструировать терменвоксы. Но спустя 50 лет, после того, как музыкальные инструменты Боба подтолкнули к развитию многие музыкальные стили, его достижения становятся еще более основательными в ретроспективе для исполнителей и технических специалистов, разрабатывающих инструменты.
Где бы были стили R&B, рэп и хип-хоп, если бы группы такие, как Parliament и Funkadelic не стали использовать клавишные инструменты Moog? Как бы звучал рок-н-ролл, если бы группы от Yes и до Beatles не стали играть на этих инструментах? Появилось бы в джазе новое направление fusion, не используй Херби Хенкок и Чик Кореа инструменты Moog? Разве испытала бы классическая музыка такое возрождение без Вэнди Карлос и ее модульных синтезаторов Moog? Конечно, эти вопросы являются гипотетическими, потому что синтезаторы проникли во все музыкальные стили, и теперь многие компании пытаются воссоздать то аналоговое звучание. Но несмотря на попытки копирования и продукцию других производителей, все возвращаются к одному имени: Moog.
После десяти лет производства терменвоксов, мистические звуки которых находили применение в фантастических фильмах и в творчестве музыкантов-авангардистов, Боб Муг встретил композитора-экспериментатора Герберта Дойча. Его поиски электронных звуков подтолкнули Боба к созданию первого модульного синтезатора Moog Modular Synthesizer. И хотя Боб взялся за проект просто ради развлечения, когда он представил его в октябре 1964 года на собрании Общества инженеров-акустиков, реакция на устройство была незамедлительной, и Боб тут же начал получать заказы. К тому времени, летом 1965 года, как он получил ученую степень доктора философии по прикладной физике в Корнеллском университете, R. A. Moog Co. выпустили несколько модульных синтезаторов в основном для композиторов-теоретиков и композиторов-экспериментаторов. Но должно было пройти еще несколько лет, прежде чем легкие пальцы Вэнди Карлос сделали переворот в общественном мнении о синтезаторах Moog.
Известный альбом Карлос “Switched-On Bach” был выпущен в Columbia Records в конце 1968 года и тотчас получил признание. Альбом продолжали раскупать миллионными тиражами, создав острый спрос на модульные синтезаторы Moog в течение всего 1969 года и в начале 1970 года. За тот период было выпущено много «стильных» записей. К концу 1970 года теперь уже корпорация R. A. Moog Inc. представила Minimoog®, компактный синтезатор на базе технологий модульной продукции Moog. Компактные размеры инструмента позволяли клавишникам брать его с собой в дорогу. Это определило начало десятилетия, которое навсегда изменит музыкальный мир несравненным звучанием Minimoog.
В конце 1977 года Боб оставляет Moog Music и в 1978 году основывает Big Briar, чтобы разрабатывать и производить электронные музыкальные инструменты с новаторским пользовательским интерфейсом. В течение большей части следующего десятилетия Norlin Music выпускали подлинные клавишные инструменты Moog, но без «сердца и души» Moog, Боба Муга, в 1986 году производство этих инструментов было остановлено. Несмотря на уход из одноименной компании, Боб не мог подавить в себе увлечение синтезаторами и инструментами. С 1978 по 1992 год Боб управлял своей небольшой фирмой Big Briar и продолжал выпускать инструменты на заказ. Кроме того, он являлся представителем компании Synton, нидерландского производителя модульного оборудования, и давал консультации другим производителям музыкальных инструментов. Вдобавок с 1984 по 1989 год Боб занимал должность вице-президента отдела маркетингового исследования новейшей продукции в Kurzweil Music Systems, а с 1989 по 1992 год вел курсы по музыкальным техническим средствам в Университете Северной Каролины в городе Эшвилле. Как бы то ни было, клавишные инструменты Moog и музыка, которую они украсили своим звучанием, создали культ среди музыкантов и их фанатов, а изобретения Боба полностью никогда не исчезнут из зоны всеобщего внимания. Занимательно, что результат первого вторжения в область электронных музыкальных инструментов – терменвокс – нашел успешное применение в музыке ренессанса начала 90-х.
В ответ на растущий интерес Боб в 1991 году разработал новую модель терменвокса – Series 91, и компания Big Briar выпускала их в течение следующих пяти лет. В 1996 году Боб написал статью о том, как сделать самодельный терменвокс. Эта статья была опубликована в журнале Electronic Musician. Данная конструкция создала техническую базу для терменвокса Etherwave®, который Big Briar/Moog Music после этого непрерывно выпускали и продавали. Кроме Etherwave в 1998 году Боб разработал терменвокс Ethervox® с MIDI интерфейсом. Примерно в то же время Боб проектирует линию продукции Moogerfooger®, аналоговых модулей эффектов, которые базируются на технических принципах оригинальных модульных синтезаторов Moog. С помощью этой продукции преимущества аналогового синтеза оказались доступными для всех музыкантов, которые выступают на концертах. Результаты не заставили себя ждать, так как музыканты со всех стран мира стремились приобрести одно из этих чудесных устройств.
В 2002 году Боб возродил названный в его честь аналоговый синтезатор, создав для следующего поколения пользователей Moog новый Minimoog Voyager®. Этот инструмент, как и Moogerfoogers, основывался на технических принципах оригинальных модульных инструментов Moog и Minimoog, но был дополнен широким спектром современных функций, таких, как полноценный MIDI-интерфейс и тачпэд с 3-мя осями. Кроме положительных, никаких других отзывов не было; терменвоксу Etherwave и инструментам Etherwave и Minimoog Voyager Боба Муга присуждают ряд наград в сфере производства музыкальных инструментов.
В 2002 году Боб восстанавливает право использовать наименования торговых марок MOOG MUSIC и MINIMOOG и тут же изменяет наименование корпорации с Big Briar на Moog Music Inc. В 2003 году Moog Music начинает выпускать MOOG PIANOBAR®. PianoBar изобрел известный конструктор музыкальных инструментов Дональд Бучла, в течение многих лет работавший с Бобом. Это устройство позволяет управлять электронными генерированными звуками при помощи клавиш любого акустического пианино.
В 2004 году (год пятидесятилетнего юбилея корпорации) Moog Music выпускает новую продукцию – прославленную модель Moogerfooger Multiple Resonance Filter Array (MuRF™), мультирезонансный фильтр, и профессиональный терменвокс Etherwave Pro. MuRF – это совершенно новый процессор эффектов, который обогащает спектр и оживляет звучание любого музыкального материала. Полноценный профессиональный терменвокс Etherwave Pro объединяет в себе все знания о разработке терменвоксов, накопленные за последние 50 лет Бобом.
Короче говоря, последние 50 лет были активным периодом в музыкальной сфере, и вклад Боба Муга в развитие электронной музыки становится еще более весомым и бесспорным в ретроспективе. Его преданность профессии проектировщика инструментов стала такой же легендой, как и сами его инструменты; благодаря Бобу стало возможным появление наиболее значимых музыкальных направлений 20-го и 21-го столетия. Боб придерживается двух основных принципов, которые помогают создавать отличную репутацию его продукции и дают возможность музыкантам-пользователям инструментов Moog вносить огромный вклад в нашу современную музыкальную культуру. Согласно высказыванию Боба, он утверждает:
«Во-первых, мы искали музыкантов, которые используют электронные инструменты в своем творчестве, и узнавали их мнения и рекомендации по поводу видов продукции, которой мы должны придерживаться, и какими свойствами эта продукция должна обладать. Поддерживая во всех сферах музыки постоянную связь с музыкантами всего мира, мы стали способны разрабатывать инструменты, которые доказали, что они могут обогатить музыку.
Во-вторых, наша конструкторская работа – это непрерывное сотрудничество со многими технически образованными людьми. К примеру, большое количество продукции Moog, включая недавно выпущенный Minimoog Voyager, получило немало преимуществ от нашей совместной работы с Руди Линхардом, моим немецким коллегой. И конечно же, Piano Bar, наша последняя разработка, - это результат непрерывного сотрудничества межу нами и Доном Бучлой. Дон сотрудничает с нами сорок из пятидесяти прошедших лет.»
Первые новые выпуски 2005 года корпорации Moog Music Inc. вдохновят и удивят, что вполне в соответствии с их традиционным непревзойденным мастерством проектирования. Minimoog Voyager теперь выпущен в новом 19-дюймовом рековом формате Rack Mount Edition. Сохранив многие функции Voyager, в том числе лицевую панель с подсветкой и набор заводских предустановок, Rack Mount «разработан для всех, кто хочет найти исключительные возможности в аналоговом синтезаторе, соответствующем последнему слову техники» - Боб Муг.
Кроме того, корпорация Moog Music Inc. объявила о выпуске новой модели семейства Voyager – Minimoog Electric Blue. Electric Blue вобрал в себя практически все функции оригинального синтезатора Minimoog Synthesizer со всей красотой его звучания. Корпус Electric Blue выполнен из ясеня, покрытие корпуса и подсветка лицевой панели решены в синем цвете.
И сейчас, в начале 21-го века, Moog Music продолжает выпускать качественные инструменты для создания музыки тех жанров, которые иначе без этих инструментов не появились бы. Это делает их настолько уникальными, что они олицетворяют свой собственный жанр: Moog Music. Возможно, в далеком 1954-м Боб Муг и его отец старались создать всего лишь что-либо новенькое для воспроизведения такого звука, который до этого был только в области фантазии, никогда и не мечтая о тех высотах, на которые подымет имя Moog их изобретение. Каким бы ни был первоначальный замысел, нет сомнений, что Боб Муг создал свою торговую марку и что благодаря ему современная музыка навсегда изменилась в лучшую сторону.
Спасибо Вам, Боб Муг.