RME FireFace 400 - Firewire & MIDI интерфейс
Компания RME в более доступной модели Fireface 400 воплотила ряд замечательных качеств Fireface 800. Повлияло ли снижение цены на качество?
Самый новый Firewire интерфейс от RME – это очень упрощенная перепроектированная версия мощного Fireface 800, обзор о котором был опубликован в журнале SOS в декабрьском выпуске за 2004 год. Как и 800-я модель, Fireface 400 может работать как с аналоговыми, так и с цифровыми аудиосигналами через ряд входов и выходов, поддерживая при этом частоту дискретизации до 192 кГц. В данной модели 10 цифровых входов и выходов и восемь сбалансированных аналоговых входов и выходов, что в общей сложности дает 36 каналов.
В настоящее время на рынке Firewire интерфейсов сложилась жесткая конкуренция, поэтому компания RME сделала все возможное, чтобы 400-я модель превосходила продукцию других фирм по определенным ключевым характеристикам. Одним из аспектов, который ставит этот прибор вне конкуренции, является чрезвычайно гибкая маршрутизация: 648-канальная матрица и программный микшер. Подобная конструкция позволила выжать максимум функциональности из системы входов и выходов Fireface 400 и предоставила возможность использовать его не только как аудиоинтерфейс. Например, если направить сигнал напрямую с входов на выходы, то его можно использовать в качестве четырехканального микрофонного/инструментального предусилителя. Кроме того, его можно использовать для преобразования сигнала S/PDIF в ADAT.Также можно преобразовывать ADAT в S/PDIF, используя Fireface 400 в качестве вспомогательного микшера или как генератор синхроимпульсов для других устройств. Нужно сказать, что на рынке представлен ряд других устройств с подобной функциональностью (см. рубрику «Альтернативы»), но Fireface 400 стоит на одной ступеньке с лучшими из них.
Еще одним преимуществом Fireface 400 является использование тех же технологий RME, что применяются в продукции класса hi-end, выпускаемой компанией. Важным фактором, влияющим на качество звучания этой модели, является использование эксклюзивной схемы компании RME Steady Clock для генерации синхроимпульсов для АЦП и ЦАП и решения других задач, связанных с синхронизацией. Эта схема уже использовалась компанией в их устройствах ADI-648, HDSP 9632, HDSP MADI, ADI2, ADI4 DD и Fireface 800. Действительно, схема Steady Clock значительно снижает джиттер при внешнем синхросигнале или коде, поступающем через ADAT или S/PDIF, выдавая чистый, согласованный по частоте сигнал.
Другой отличительной чертой схемы Steady Clock является быстрая синхронизация и подавление джиттера даже при «плавающей» частоте дискретизации. Для этого используется только один кварцевый генератор, а также схема Direct Digital Synthesis (DDS), что позволяет быстро создавать любую частоту дискретизации в диапазоне от 28 до 200 кГц. Прилагаемое программное обеспечение предоставляет возможность выбора одной из 27 фиксированных частот, а также ее грубую и тонкую настройку с помощью соответствующих слайдеров, которыми в режиме Master можно управлять тональностью/скоростью воспроизведения всех синхронизуемых устройств. Эта функция особенно хорошо будет воспринята теми, кто занимается постпродакшном, где настройка частоты синхронизации используется для компенсации различий между разными кино и видео форматами.
Также следует упомянуть тот факт, что, как утверждает компания RME, они единственные, кто использует чип Firewire собственной разработки, а не чужой чип DSP. Причиной тому является то, что протокол Firewire имеет ограниченные возможности обработки данных. Для решения этой проблемы в Fireface 400 применяется система на основе программируемой вентильной матрицы (FPGA), которая значительно расширяет полосу передачи данных, уменьшает аппаратную задержку и уменьшает количество ошибок в данных.
На сегодняшний день на рынке представлено большое количество Firewire интерфейсов, что создает жесткую конкуренцию. Из тех интерфейсов, которые продаются по цене около 800 $, альтернативами Fireface 400 могут быть Focusrite Saffire Pro 26 I/O, TC Electronic Konnekt 24D, Presonus Firepod, Digidesign M Box 2 Pro Factory, а также 828 MkII, Traveller и 8Pre компании MOTU. Некоторые из них предлагают большой программный инструментарий для записи и обработки сигнала, а также могут работать на частоте дискретизации 192 кГц, но генератор синхроимпульсов используется далеко не во всех из них.
Аудиоинтерфейс Saffire Pro поставляется с целым набором знаменитых программных приложений Focusrite, имеет по два входа и выхода ADAT и генератор синхроимпульсов, но при этом он превосходит Fireface 400, предоставляя восемь входов XLR. M Box Pro компании Digidesign уступает по количеству входов и выходов, не поддерживает частоту дискретизации 192 кГц и внешнюю синхронизацию на частотах дискретизации 88,2 и 96 кГц. Но при этом он имеет генератор синхроимпульсов и поставляется в комплекте с полезным аудиоприложением Pro Tools LE и набором средств для генерации и обработки звука Ignition Pack.
У интерфейса MOTU 8Pre отсутствует S/PDIF и генератор синхроимпульсов, но есть восемь микрофонных входов на разъемах XLR с предусилителями, по восемь входов и выходов ADAT с разрешением 96 кГц, и он так же, как и RME, может работать автономно (без использования компьютера). В 828 MkII к этим характеристикам добавлены вход и выход SMPTE, а интерфейс Traveller поддерживает частоту дискретизации 192 кГц.
Козырь Konnekt 24D – эффекты Powercore DSP; кроме того, в комплект поставки входит программа Cubase LE. Этот интерфейс также поддерживает частоту дискретизации 192 кГц, но имеет меньшее количество входов и выходов. И, что возможно самое главное, в нем используется схема на базе разработанного самой компанией ТС чипа DICE II с применением технологии Jitter Elimination Technology – достойной соперницы Steady Clock компании RME.
Общий обзор
Fireface 400 заключен в прочный корпус полурэкового размера. При взгляде на лицевую панель можно увидеть, что он имеет вполне стандартный набор компонентов, а вот задняя панель несколько перегружена различными разъемами. На лицевой панели расположены четыре входа. Два из них имеют комбинированные разъемы, позволяющие подключать как XLR, так и ¼-дюймовый «джек». Индикация для каждого из этих двух каналов, вынесенная на лицевую панель, - это красные светодиодные индикаторы перегрузки и зеленые – наличия сигнала, а также еще по одному, которые светятся при включенном фантомном питании. Необычным кажется отсутствие регуляторов чувствительности для каждого входа, но дело все в том, что чувствительность (равно как и другие параметры аудиоинтерфейса) управляется единственным назначаемым регулятором на лицевой панели. В зависимости от статуса, который отображается еще двумя индикаторами, поворотом этого регулятора вы можете выбирать входные или выходные каналы или настраивать уровень сигнала в них. Конечно, полный контроль также обеспечивается прилагаемым программным микшером, но о нем мы поговорим несколько позже.
Кроме двух универсальных входов на лицевую панель также вынесены два из шести сбалансированных входов, выполненных на ¼-дюймовых разъемах типа «джек». Оба эти входа также оснащены индикаторами наличия сигнала и перегрузки. Кроме того, на входах обеспечено усиление входного сигнала до 18dBu, понижение чувствительности на 6 dB и возможность использования в качестве инструментальных или линейных входов. Как и следовало ожидать, выход для наушников также вынесен на лицевую панель, но так как программный микшер обеспечивает независимый контроль обоих выходных каналов, выход для наушников может использоваться как пара альтернативных выходов. И последняя секция лицевой панели включает в себя ряд светодиодных индикаторов, отображающих текущие настройки синхронизации и MIDI.
Интереснее взглянуть на заднюю панель, где находится большая часть входов и выходов. Вообще, все разъемы тут не поместились, поэтому коннекторы двух входов и двух выходов MIDI вынесены на 260-миллиметровый многомодовый кабель, который подключается к прибору через единый разъем на задней панели.
Также на задней панели находятся четыре входных ¼-дюймовых «джека», а также шесть сбалансированных выходов. Ни один из них не обозначен как мастер-выход, но причиной тому то, что ни один из них не имеет фиксированного аппаратного назначения, поэтому пользователь сам может запрограммировать любой из них.
Два оптических разъема ADAT предоставляют достаточное количество цифровых входов и выходов, но при работе на частоте дискретизации более 48 кГц количество каналов уменьшается с восьми до четырех. Это связано с ограничениями формата ADAT и наблюдается в продукции всех производителей. Для достижения частоты дискретизации 96 кГц применяется обходной прием Sample Multiplexing (уплотнение дискретизации), который заключается в том, что для каждого аудиопотока используется по два канала. Эта функция активируется, когда в настройках Fireface 400 выбирается режим DS (Double Speed – удвоение скорости).
По бокам от разъемов ADAT расположен вход и выход для синхронизации (разъем BNC) и вход и выход S/PDIF (разъем RCA), а также порты Firewire, один из которых позволяет последовательно подключать до трех интерфейсов Fireface 400 или Fireface 800.
И, наконец, на задней панели находится разъем для внешнего источника питания, который необходим только в случае подключения аудиоинтерфейса к компьютеру с 4-контактным портом Firewire (например, ноутбуку), так как подача питания по шине Firewire в таком случае невозможна. В противном же случае Fireface 400 без проблем получает питание через 6-контактный разъем Firewire.
Что касается программного обеспечения, то в него входят несколько программ, разработанных ранее для Fireface 800 и другой продукции RME и оптимизированных под 400-ю модель. Программный микшер Total Mix отображает все 18 входных и выходных каналов, плюс еще 18 каналов воспроизведения, и предоставляет пользователю управлять параметрами всех из них. Именно в окне микшера осуществляются все настройки мониторинга, а также управление уровнями сигналов, панорамой, выбор режимов «mute» и «solo» и т.д. Восемь ячеек памяти позволяют пользователю сохранять и при необходимости вызывать сложные маршрутизации, а также переименовывать каналы.
Кроме программного микшера предусмотрено окно 648-канальной матрицы, в котором отображены 18 реальных входов и виртуальные выходы на одной оси и реальные выходы на другой; маршрутизацию можно назначать, отмечая поля в соответствующих точках пересечения.
Помимо микшера Total Mix в программном обеспечении отдельно предусмотрена еще одна полезная программа Settings, в которой можно управлять настройками синхронизации и уровней чувствительности. Также на диске с драйверами записана бесплатная копия программы RME DIGI Check, которая предоставляет разнообразные полезные утилиты для анализа и измерения параметров потока аудиоданных.
Системные требования достаточно скромные. Что касается аппаратного обеспечения, то Pentium III с процессором от 866 МГц или Mac G4 Dual 867 вполне достаточно. Для Mac необходима операционная система OS 10.3 и выше, а для пользователей РС подойдет Windows 2000 SP4, XP, XP64, Vista или Vista 64.
Программный микшер обеспечивает управление и визуальный контроль для всех 36-ти входных и выходных каналов Fireface 400.
Fireface в действии
Перед началом работы с Fireface необходимо установить с прилагаемого диска программы Mixer и Settings. После установки на мой РС с системой Windows XP я смог их запускать из панели задач внизу экрана.
Установки микшера по умолчанию вполне подойдут для начала работы, но чтобы полностью раскрыть потенциал Fireface, очень важно быстро освоить прилагаемое программное обеспечение. Микшер сложнее в управлении, чем это кажется с первого взгляда, потому что в нем предусмотрено огромное количество вариантов маршрутизации. Например, в этой программе есть 18 вспомогательных выходных каналов, позволяющие создавать девять независимых стерео подмиксов, один из которых можно направить на разъем для наушников. Удобное отображение вспомогательных каналов позволяет сравнительно легко управлять уровнями на каждой паре выходов, хотя разобраться в соотнесенности между каналами в программном обеспечении и реальными входами и выходами с первого раза не так уж и просто. Окно Matrix, вероятно, самый простой способ настройки маршрутизации, и оно позволяет сразу увидеть, куда направляется тот или иной сигнал.
Из всех функций в микшере наиболее продуманной является управление мониторингом. Например, при нажатии кнопки 'Dim' сразу на заданную величину уменьшается уровень сигнала на основных выходах, что позволяет быстро приглушать громкий звук. Эта функция особенно удобна, если нужно с кем-то переговорить или ответить на телефонный звонок. Кроме того, в этом окне есть три кнопки 'Monitor Phones', с помощью которых сигналы со вспомогательных пар каналов можно направить на главные каналы для мониторинга, что позволяет прослушивать подмиксы, направляемые на внешнее записывающее устройство или в наушники исполнителя.
Что касается качества звучания, то тут пожаловаться практически не на что. Компания RME сообщила мне, что в 400-й модели используются новые программируемые аналого-цифровые преобразователи (язык не поворачивается сказать, что что-то было не так с конвертерами в Fireface 800), но и преобразователи, и предусилители просто отличные. Звучание мне показалось ярким и прозрачным, без резкости; более четкая детализация звучания позволяет заметить большее количество нюансов в миксе.
Задняя панель Fireface, как видно из иллюстрации, насыщена входами и выходами.
Уровень шума всей системы исключительно низкий. Например, когда я установил максимальный уровень на выходе на наушники, я совершенно не услышал никакого шума даже через свои high-end наушники Sony MDR7509. Особо впечатлило то, что даже при воспроизведении аудио с выведенными до предела фейдерами не наблюдалось никаких ощутимых искажений звука, кроме неизбежных для цифрового звука перегрузок.
Я подключил Fireface к своей старой проверенной рабочей станции Yamaha AW4416, чтобы проверить качество синхронизации, для чего маршрутизировал 16-трековую песню на 8-канальный оптический выход ADAT карты Waves Y56K. У Yamaha AW4416 есть управление частотой синхронизации, поэтому, подключив 400-й в режиме Auto Sync и при воспроизведении быстро изменяя частоту дискретизации, я нашел, что Fireface отлично синхронизируется по ADAT, аппаратных сбоев нет. После я подключил Yamaha как подчиненное устройство и изменял частоту при помощи слайдеров DDS для грубой и точной настройки. И все отлично работало тоже. А с помощью страниц Setting оказалось, что можно управлять функциями синхронизации эффективно и легко.
Отсутствие отдельных регуляторов – это, пожалуй, единственный недостаток Fireface 400 с точки зрения пользователя. Хотя, учитывая, что для программирования используется всего лишь одна ручка и двухразрядный дисплей, настройка производится на удивление легко. В большинстве случаев, чтобы найти и настроить необходимый параметр, требуется всего пару секунд.
Выводы
На данный момент кажется, что Firewire будет использоваться еще долгие годы, поэтому прибор с такой функциональностью и таким количеством входов и выходов можно считать долгосрочным приобретением.
RME заявляют, что они видят Fireface 400 на самой вершине списка лучших аудиоинтерфейсов, предназначенных для совместной работы с компьютером. И, судя по качеству звучания и возможностям синхронизации, это утверждение близко к истине. Хотя на данный момент в этом сегменте рынка установилась жесткая конкуренция (см. рамку «Альтернативы»), но технология Steady Clock может составить конкуренцию даже технологии JET (Jitter Elimination Technology), применяемая компанией TC Electronic's.
На вершине они или не совсем, но вполне очевидно, что RME уделяют особое внимание достоверности звучания, возможно, даже большее, чем львиная доля их клиентов. Конечно, приятно знать, что эта компания принимает во внимание те аспекты, которые конечный потребитель может сразу и не заметить.
Что касается недочетов, то было бы неплохо иметь в распоряжении побольше разъемов XLR, хотя сложно представить себе, куда их можно втиснуть. Некоторым будет не хватать отдельных регуляторов уровней предусилителей, особенно тем пользователям, которые осуществляют запись не прямо на компьютер. Ручка на передней панели в комбинации с дисплеем – это удивительно действенная замена этим регуляторам, а в некоторых ситуациях выходом из положения может стать MIDI контроллер.
Также можно было бы добавить вторые вход и выход ADAT, что позволило бы записывать восемь каналов на частоте 96 кГц.
RME не прилагает бесплатных программ для записи, программных процессоров эффектов и даже синтезаторов, как поступают некоторые их конкуренты, зато компания предлагает первоклассную запись, микширование и воспроизведение, а иногда это самое ценное.